Ночь музеев - полезная привычка петербуржцев

 
18 мая, 2014
Фонтанка.ру

Запахи черёмухи в Вяземском саду, ливень и раскаты грома в Александровском парке, костры в Разливе — Ночь музеев обещала быть интригующей.  Внимательно изучив программу, карту и прогноз погоды, корреспонденты «Фонтанки» с грустью поняли,  что всё увидеть невозможно, и решили сходить в несколько мест в разных частях города. Уделив при этом особое внимание дебютантам 2014 года.

Один из дебютантов — театр-фестиваль «Балтийский дом». Соседи театра по Александровскому парку участвуют в Ночи музеев уже давно, и в этом году театр решил не отставать и приоткрыть для зрителей тайны закулисья. Против обыкновения, театр солнечным субботним вечером начинался не в гардеробе с привычной вешалки, а ещё на улице, с целой ковровой дорожки, которой  были покрыты ступени лестницы. В большом и малом фойе театра открыли выставку декораций и шумовых машин. Все желающие могли покрутить устройства, имитирующие шум ливня, раскаты грома или свист ветра. Особенное удовольствие это доставило маленьким посетителям. Интерес зрителей постарше вызвали декорации к спектаклям "Уголок Раймонда Паулса" и "Мадам Бовари"  – было много желающих вообразить себя маэстро, сидя за роялем,  или пофотографироваться в декорациях аптеки. Но центром притяжения и взрослых, и детей стали декорации к «Алисе в стране чудес» – младшие изучали изнутри и снаружи огромный ботинок с окном и поднимающимся носком, а старшие под возгласы «В чайник кто последний?» вставали в очередь к огромному сервизу или примеряли шляпу волшебника. В малом зале показывали фрагменты спектаклей театра и одноимённого международного фестиваля, а в большом каждые 40 минут давали мини-спектакль без актёров — в нём участвовали механизмы сцены, световое и звуковое оборудование. Несмотря на то что актёров не было, зал был почти полон, и взрослые и дети смотрели с интересом, а по окончании — аплодировали. Вся экспозиция была срежиссирована со смекалкой — выставку фотографий об истории театра, например, расположили по дороге в туалет. Хочешь не хочешь, а мимо пройдёшь и узнаешь, что и Георгий Товстоногов, и Ролан Быков «Балтийскому дому» были не чужие.

Программа ещё одного дебютанта, мастерской Аникушина, была посвящена пластике человеческого тела и восприятию скульптуры. В главном зале совместили сразу несколько экспозиций – на огромном станке, на котором работал великий мастер, в лучах разноцветных прожекторов вращались скульптуры, демонстрируя влияние света на восприятие. Рядом действовала выставка работ различных авторов, выступали музыканты. Без театра не обошлось и тут – «Цех свободных художников» выступал с пластическими этюдами «Цветные мы» по мотивам произведений Шекспира. Для желающих не просто смотреть, а творить, у стен мастерской в саду, действовала огромная песочница. Укутанная запахами черёмухи и зеленью мастерская Аникушина создавала совсем не строгую музейную, а уютную домашнюю атмосферу для всех посетителей.

Шалаш Ленина в Разливе предлагал посетителям выяснить разницу между вигвамами американских индейцев и временным жилищем будущего вождя мирового пролетариата. Последнее ленинское подполье на  один вечер превратилось в территорию Дикого Запада с кострами, палатками, индейцами и ковбоями. Все желающие под музыку в стиле кантри могли поучиться стрельбе из лука или погреться у костра. А внутри музейного павильона можно было увидеть выставку фотографий про индейцев.

В Некрополе мастеров искусств вечером гуляли дамы и кавалеры XIX века. Однако к середине ночи они устали и на публике почти не появлялись, посетители гуляли вместо них с экскурсиями по местам упокоения известных творческих людей. По соседству, в выставочном зале Музея городской скульптуры, вечером и ночью действовала выставка «Dolce Vita. Федерико Феллини». Во дворе же показывали фильмы на тему «Феллини о Феллини».

В Росфото посетителям предлагали не только смотреть и слушать об истории цветной фотографии, но и пощупать её своими руками. Посетители сначала участвовали в раскрашивании старых фотографий, а потом каждый при помощи ножниц, скотча и иголки собрал свою собственную «камеру обскура» – прародительницу всех современных фотоаппаратов.

Завершая под утро прогулки по музейному Петербургу, корреспонденты «Фонтанки» поняли – Ночь музеев, проходящая  раз в год, стала для избалованный жителей культурной столицы хоть и полезной, но всё же привычкой. Это хороший повод для организаторов  к проверенному старому добавить что-то новое. К ночи присоединяются новые музеи и филиалы, некоторые традиционно участвующие пытаются показать свои экспозиции под другим углом. Что из этого получится — мы увидим ровно через год.

 
«Ночь музеев-2017» состоялась, до следующей «Ночи музеев» целый год!