В Петербурге прошла «Ночь музеев»

 
20 мая, 2013
Искусство ТВ

В минувшие выходные в Петербурге прошла очередная ежегодная акция «Ночь музеев», в которой приняли участие более 80 музеев , галерей, библиотек и центров современного искусства. На этот раз культурные учреждения были объединены темой «Открытия». Тема «Ночи музеев 2013» отразила то, какими сегодня должны быть музеи: открытыми для новых идей, выставочных проектов и для новых посетителей.

В этом году к акции присоединились 15 новых участников, среди которых Александровский Дворец Царского Села, Китайский дворец Ораниенбаума , Дом Бажанова, Санкт Петербургъ Опера и другие.

Впервые двери для ночных посетителей открыл и Большой зал Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, где прозвучала культовая музыка: от Лунной сонаты Бетховена и Маленькой ночной серенады Моцарта до «Лунного Пьеро» Шёнберга и импровизаций в предрассветном стиле Тимура Халиуллина.

Музыканты, которые играли в ночных и утренних блоках это, в основном, музыканты нашего оркестра, ну и петербургские музыканты. Я услышала и увидела их совершенно по-новому», - рассказала художественный руководитель Большого зала Филармонии им. Д.Д.Шостаковича Ирина Родионова, - «Когда они сидят в большом коллективе, кажется – да, хорошо играет оркестр, не зная конкретно, кто хорошо играет. А тут они играют ансамблями с таким вдохновением, с таким интересом и играют замечательно!».

Центральным событием ночи стал концерт «Прокофьев Три поколения», в котором были исполнены известные фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» композитора Сергея Прокофьева, а также со сцены прозвучали стихи его сына Олега Прокофьева. В рамках концерта состоялась мировая премьера концерта для виолончели с оркестром внука композитора англичанина Габриэля Прокофьева. «История семьи Прокофьевых наглядно опровергает тезис, что талант не передаётся по наследству», - справедливо отметил ведущий концерта Александр Малич.

«Вообще симфоническая музыка Сергея Прокофьева отличается тем, что она очень театральна , даже если там нет никакой программы, даже если там нет никакого текста, то ты слышишь театральные образы за инструментальной музыкой. Тоже самое было и в виолончельном концерте Габриэля Прокофьева - такая опора на самые общие традиции, заложенные его великим дедом», - отметила Ирина Родионова.

«На мою музыку, конечно, оказывают влияние русские традиции, но я живу в Лондоне. И это то, кто я есть: я наследую русские традиции, они оказывают на меня влияние, но есть и влияние современной городской жизни Лондона» - поделился Габриэль Прокофьев, - «Я переживал, что люди посчитают мою музыку странной, но я видел, как люди слушали – очень внимательно и заинтересованно, что очень приятно для меня».

В целом же, сотрудники Филармонии отметили, что их опасения по поводу участия в «Ночи музеев» не подтвердились. «Я оцениваю происходящее на пятерку с плюсом, потому что слушатели удивительные, очень много новых людей, но люди замечательные», - отметила художественный руководитель Большого зала Филармонии им. Д.Д.Шостаковича.

Одну из популярных программ представил Лофт Проект Этажи. Во дворе расположилась инсталляция «Путь исканий» и фотовыставка «Лица в лесу».

В пространстве «Пятый этаж» были продемонстрированы интерактивные аудиовизуальные инсталляции в жанре оптического искусства от видеохудожников из США Klip Collective. Творческие высказывания авторов на тему цифровых идолов и информационного шума современности притянули к себе внимание и многочисленные вспышки фотоаппаратов посетителей.

В частности, посетителей привлекла интерактивная инсталляция «The Owls /Совы». Согласно замыслу авторов, она реагирует на «белый шум» который создаёт человек, делая пост в Twitter. После каждого поста с соответствующим хэштегом видеопроекция на экране меняется, приглашая зрителя погрузиться в новое пространство.

Ещё одним из интерактивных элементов в экспозиции стала «Живая книга отзывов» - видеостена, на которой можно было оставить отзыв и поделиться своими впечатлениями от «Ночи музеев». Сделанные в режиме реального времени видео фрагменты демонстрировались в рандомном порядке до утра.

В «Этажах» были открыты и временные выставки современных художников. В галерее «Формула» работала выставка «Первым делом самолёты». Её автор, Алекс Спай провёл на ней всю ночь, подглядывая за поведением посетителей. В этом году художник участвовал в акции «Ночь музеев» уже второй раз, и для него это хороший повод изучить реакцию людей.

«Я сижу на подоконнике с Иреной Куксинайте, куратором выставки, и мы, как невидимые герои: некоторые люди не знают нас в лицо, и мы можем дистанционно наблюдать за людьми, как они фотографируются, смотрят и что-то говорят, это как некий анализ происходящего», - рассказал Алекс Спай.

Выставка объединила в себе несколько серий работ автора: «Вид из окна», «Геометрия в пространстве», и «Первым делом самолёты». Самолёты для автора - не просто образ или символ, это и некий повод перевести взгляд от земли к небу. В работах, с одной стороны, проявлено стремление художника сменить декорации серого Петербурга на что-то другое, с другой - любовь к урбанизму.

Одним из популярных мест посещения стал и Ботанический сад, где посетителям продемонстрировали искусство флористики и рассказали о необычных свойствах растений.

Атмосферой «Ночи Музеев»» поделился один из волонтёров акции в Ботаническом саду Иван Сухоруков. «Люди приходят потоками, то это и пожилые люди в возрасте, и молодые люди. Люди разные, кто-то интересуется растениями, а кто-то по телефону говорит о своих делах. Все по-разному. Кому-то интересно, кому-то – нет. Кто-то не знает, что банан – это трава, например, а это трава. А кто-то приходит и удивляется, что раньше не ходил», - сообщил он.

Большие очереди были замечены на вход в Планетарий, где за ночь было проведено 12 «космических» сеансов. Посетителям было предложено совершить виртуальное путешествие в район зелёного экватора и открыть для себя Южное небо: тысячи звёзд, Млечный путь и планеты. По предварительным данным, площадку посетило около 4500-5000 человек.

В Музее петербургского авангарда вечером прошёл экспериментальный перфоманс «Труба Марсиан», в котором петербургские художники и студенты сделали попытку переосмыслить идеи русского классического авангарда.

По словам экскурсовода музея петербургского авангарда Юлии Пивнюк , музей выдержал норму по количеству посетителей, которая составила 1500 человек. «В этом году мне показалось, что публика была лучше, чем в прошлом», - добавила Пивнюк.

Ночью посетителям музея было предложено исследовать экспозицию музея, посвящённую художнику М.В. Матюшину и истории русского авангарда XX века.

В Артиллерийском музее для того, чтобы приблизить посетителей к экспонатам, которые находятся в залах, во дворе музея была показана история «вживую». Прошли реконструкции боев разных эпох, а кульминацией стал рыцарский турнир, после чего, в течение ночи, посетители знакомились с экспозицией музея и изучали экспонаты.

Лина Волчёнок

 
«Ночь музеев-2017» состоялась, до следующей «Ночи музеев» целый год!