Ночь музеев - милитаризм и сюрреализм

 
17 мая, 2015
Санкт-Петербург.ру

Репортаж с главного музейного события года.

 

Ночь музеев начинается в вечеру. Как всегда, самые популярные в народе музеи начинают штурмовать с 6 вечера. В этом году заявленная тема памяти вылилась в милитаризм и сюрреализм, причем, если милитаристский уклон программ можно связать с 70-летием Победы, то впечатление сюрреализма сложилось стихийно и удачно оттенило бессчетные георгиевские ленточки.

Первым делом я отправилась в один из самых “мирных” музеев - музей Академии художеств. Вечер только начинается, Васильевский остров дышит ароматами ресторанного дня, а в сумрачном круглом холле Академии волонтеры раздают газету “Вся правда в “Ночи музеев - 2015” в Академии художеств”. С ней предстоит пройти квест -газетные колонки рассказывают об истории Академии (а там много всего интересного накопилось за 258 лет), какие-то факты предлагают додумать самостоятельно. Придется вспомнить кое-что о Брюллове и Екатерине Великой, античных богах и архитектуре. И пройтись по залам музея, конечно. В Тициановском посетителей встречала пересказами античных мифов смотрительница Ольга Яковлевна: “А вы знаете, что это Антиной? Его так полюбили олимпийские богини, что забрали прямо на Олимп. А почему у статуи спящего Геракла яблоки за спиной, помните?” Со мной она и вовсе поделилась секретом: “Вы знаете, что я заметила? Видите ту картину (фреска “Убиение Петра” в интерьере зала - прим. ред.)? А теперь смотрите, на выставке есть точно такая же гравюра!” Выставка из закромов Академии собрала штудии, больше века ждавшие звездного часа. “А еще видите в углу наездника с лошадью? - продолжала Ольга Яковлевна. - Сфотографируйте его! Может, потом мне принесете. Он мне так нравится - я сама занималась верховой ездой”. Оказалось, найти одинаковые гравюру и фреску – это задание квеста. В благодарность за шпаргалку я сфотографировала для смотрительницы ее любимую картину.

После такого душевного начала можно смело отправляться на следующий квест. Очередь в Михайловский замок начиналась где-то у Фонтанки. “Если спросят, скажу, что за водкой стою!” - шутит мужчина, почти добравшись до касс. Портреты Романовых в залах удивленно наблюдают небывалый наплыв разглядывающих их посетителей. Здесь квест удачно связали с историей императорской семьи, вопросы - не очевидные и на уровне олимпиады школьников-историков. Какой указ издал Павел, чтобы не менять коронационные регалии, кто присутствовал на последнем ужине императора. Мраморные императрицы строго смотрят на взрослых людей, сосредоточенно спрашивающих у “Гугла” про детей императора, пока их дети дергают за рукав и спрашивают, где сейчас такая красивая Большая императорская корона. Я так и не смогла ответить на все вопросы (решила не жульничать, не экзамен ведь). Спускались сумерки, очередь жаждущих мозгового штурма меньше не стала. Приятно, что они все-таки не за водкой.

После большого людного замка приятно прийти в более камерный музей, без призраков убиенного императора и укоризны в портретах его родни. Я выбрала музей Достоевского, тем более что там обещали научить танцевать мазурку. Пожалуй, мазурка оказалась эмоциональным писком этой ночи - в гости к писателю выстроилась длиннющая очередь, а танцевать учили на театральной сцене музея. “Раз-два-три, раз-два-три!” С 15-минутного мастер-класса дамы и кавалеры выходили довольные и раскрасневшиеся. Все новые и новые люди шли в “танцкласс”: кто-то раньше не знал, что в музее Достоевского работает театр, что летом в городе проводят “День Достоевского” или что в музее можно купить себе смешные носки с надписью “Идиот” и магнитик “Князь Мышкин ест швейцарский сыр”. Такие вещи сближают посетителя с музеем, а ведь это и есть конечная цель акции.

Заглянуть в библиотеку им. Маяковского, очередной раз перебегая Невский – уже традиция. Здесь «своя атмосфера» - кто-то всю ночь увлечен “Играми разума”, а есть кочевники по центральным музеям, внезапно оказавшиеся на мастер-классе “Разведшкола” и в итоге втягиваются в двухчасовой квест, познавая картографию и шифрование. Подполковник запаса так серьезно объясняет азбуку Морзе, как будто нам всем завтра в радисты и разведчики. Это тот самый милитаристский уклон, который появился во многих программах неожиданно. Впрочем, в “Маяковке” с ним справились и пригласили, например, духовой оркестр с программой “Цветущий май”. Люди в форме играли “Брызги шампанского”, “Джон Грей” и “Над волнами” так ладно, что в зале не хватало мест для всех пришедших на бодрые звуки духовых.

Преследуемая по пятам разведчиками, ухожу в полумрак сада Фонтанного Дома. Это такой локальный Вудсток Ночи музеев. Здесь играют рок-музыку, рисуют при свечах и вешают акварели сушиться, как белье. Это настоящий концентрат сюрреализма: пока я смотрю черно-белого “Тарзана” на большом экране, ко мне подходят девушки комиссарского вида и, кивая на бэйджик “пресса”, сообщают, что меня за это исключат из комсомола. Выдерживая образ, отказываются фотографироваться. Я спешу скрыться от этих валькирий в сторонке, где акварель и фото Довлатова.

Скоро светает, но мигрирующие по музеям толпы не редеют. Возвращаясь от "Тарзана" и комсомола к теме памяти, я держу путь в Петрикирхе. Оттуда вкусно пахнет выпечкой, а волонтеры советуют посмотреть катакомбы, пока не начался органный концерт. “Катакомбы” - это разукрашенный в стиле абстрактного экспрессионизма подвал с бассейном посередине. От сюрреализма не уйдешь. “Что здесь делает бассейн? Почему туда водят экскурсии?” - допытываюсь у волонтера. Оказывается, все логично. “В 1963 году приказом сверху здесь был организован бассейн. Его просто установили внутри церкви. В 1993 году чашу попытались вынуть, но до конца не получилось, и в итоге пол в церкви поднялся на 4,5 метра, акустика стала хуже. Вот у Леши учительница плавала в этом бассейне”, - терпеливо рассказывает парень. И слушая потом орган в церковном зале, я не могла отделаться от фантазии: заплыв в неоготической церкви. Резиновые шапочки и крестово-купольные своды. И орган. А в «катакомбах» на стене нарисован демонтаж кирхи и митинг с растяжкой «Религия – опиум для народа!». И каждый третий фотографируется на фоне «опиума». В церкви. У бассейна.

После такой порции сюра я отправляюсь в самый милитаристский музей - Музей артиллерии. Программа обещает реконструкции с участием всех великих воинов, от римских легионеров до Красной армии. Солнце вот-вот встанет, изо рта идет пар, гаснут фонари и видно кучи мусора у “Горьковской”. Реконструкторы уже свернулись, я застаю лишь двоих “греков”, завтракающих свежими шашлыками в палатке. “Жаль, вы столько пропустили, тут такие бои были! Может, шашлык хотите? Не переживайте, всего все равно не успеть”.

Не успеть. Жаль, что это только одна ночь в году.

Автор: Анастасия Семенович

 
«Ночь музеев-2017» состоялась, до следующей «Ночи музеев» целый год!